Обязанности SEO-специалиста
Странна ситуация. Где-то год назад одна, скажем так, «интересная» клиентка мне предъявляла за то, что я, как SEO-специалист, должен настраивать контекст и разбираться в php. И в качестве аргумента предоставляла выдачу по запросу «что должен делать сео специалист». Я зашел по этому запросу, и у меня остатки волос на голове дыбом встали.
В топ-5 на полном серьезе висели сайты, утверждающие, что SEO-шник должен уметь настраивать контекстную рекламу, вести таргет в соц. сетях, работать с Фотошопом и кодить что-то там на Java 😀
Однако сейчас, когда я вбиваю тот же запрос, вижу, что выдача кардинально поменялась.
Т.к. тема меня уже захватила, то я решил внести свои 5 копеек и расписать, что должен и чего не должен делать SEO-спец
Чего не должен делать SEO-шник, что НЕ входит в его обязанности
- Настройка и ведение контекстной рекламы. Для этого есть специальные специалисты. Называются «менеджеры по контексту». Ведение РК в РСЯ, Яндекс.Директ, Google.Adsence (когда-то же они вернуться, да?), корректировка ставок, изменение и настройка объявлений — это работа специалиста по контексту, «контекстника», «директолога». Называйте как хотите. Но НЕ SEO-шника.
- Ведение групп в соц сетях. Это работа для SMM-щика. SEO-шник может дать какие-то советы по этому моменту в рамках анализа конкурентов. Но вести полноценно группу. За отдельные деньги — в принципе можно) Но опять же — в осноную работу это не входит.
- Раскрутка групп/каналов в соц сетях (VK, Telegram, Нельзяграм и т.д.) — также работа для SMM-щика либо таргетолога.
- Разработка шаблонов в Фигме, Тильде. Это также работа для дизайнеров, правда, немного с другим — не фотошопным — уклоном.
- Написание текстов, копирайтинг, SEO-копирайтинг. Это задача для копирайтера. Сеошник ставит таким спецам задачи, проверяет тексты. Может, конечно, сам что-то написать по мелочи. Но ключевое — ПО МЕЛОЧИ! 1000-3000 символов в месяц для страницы «Контакты» или «О нас». Не больше.
- Создание и ведение Youtube-канала: оптимизация тегов, создание превьюшек, обрезка роликов и т.д. Когда я только начинал, приходилось и таким заниматься, но вообще это также работа для отдельного человека. Сейчс на hh можно найти такие вакансии. Называются «специалист по Youtube», «специалист по Youtube-оптимизации».
- Умение работать в Photoshop: отрисовка баннеров, кнопок, слайдов для слайдера, обработка картинок. Вообще здесь вопрос дискуссионный. Если это какая-то небольшая доработка, связанная с обрезкой 5-6 картинок и загрузки их в галерею — то почему бы и нет. Но если это полноценная работа с дизайном сайта, отрисовкой кнопок и созданием авторских изображений — то это работа для дизайнера. Но никак не для сеошника.
- Верстка сайта. Этим должен заниматься верстальщик.
- Программинг, разработка или доработка существующего кода. Это работа для программиста.
Что входит в обязанности SEO-спеца
- Сбор и группировка семантического ядра;
- Анализ конкурентов;
- Составление технического задание на доработки по сайту;
- Отслеживание внедрения ТЗ и дальнейшее ведение «технички» проекта
- Составление мета-тегов и внедрение их на сайт (Title, h1, Description, другие H в зависимости от проекта);
- Составление ТЗ на тексты, проверка текстов и взаимодествия с копирайтером;
- Взаимодействие с программистом, верстальщиком, дизайнером в ходе разработки макета, верстки проекта и внедрения технических правок на сайт;
- Установка всех важных метрик (Я.Вебмастер, Метрика, SearchConsole) и отслеживание метрических данных сайта;
- Накрутка ПФ (если изначально шла договоренность об этом);
- Поиск и закупка ссылок для проекта (если есть бюджет и договоренность);
- Общие рекомендации по соц. сетям, Ютуб каналам и другим представительствам в интернете. НО не ведение этих представительств;
- Сбор и анализ позиций;
- Выход из под фильтров, если таковые имеются в панелях Вебмастера;
- Возможная корректировка семантики в процессе работы;
- Рекомендации по доработкам для новых страниц, которые захочет создать заказчик. А также по новым направлениям на сайте;
- При договоренности — контентные работы. Наполнение сайта, размещение важных материалов, фотографий, ссылок (если для этого не нужны сложные программные инструменты);
- Взаимодейтствие с исполнителями, которые будут оставлять отзывы о проекте на рзличных сервисах. Все-таки позитивные отзывы и оперативная реакция на негативные — немного, но влияет на SEO сайта;
- При необходимости — мелкие правки верстки и кода;
- Много-много аналитических работ: анализ тематики, выдачи, конкурентов. И регулярные рекомендации по сайту на основании этих данных.
Спорные моменты
Есть еще несколько спорных моментов. Например:
- Добавление на Я.Бизнес, Google Мой Бизнес;
- Размещение в различных агрегаторах (типа Профи ру);
- Написание экспертных статей и добавление рекламных ссылок на трастовые площадки типа VC RU;
- Ведение и наполнение Я.Дзен;
- Небольшие корректировки дизайна в Тильде.
По спорным моментам кто-то работает, кто-то нет, а с кем-то — как договоритесь.
Ну, думаю, разобрались с повесткой. И вопрос окончательно снят 🙂